Екатеринбург: +1°

$ 56,76 Стоимость продажи доллара Официальный курс ЦБ РФ на 29.05.2017 € 63,67 Стоимость продажи евро Официальный курс ЦБ РФ на 29.05.2017
Brent 53,03$ Стоимость барреля нефти, в долларах. По данным Finam.ru Квартиры 66 595₽ Средняя стоимость одного квадратного метра на вторичном жилом рынке Екатеринбурга. Данные: Уральская палата недвижимости / upn.ru

8 крупных космических открытий этого тысячелетия

×
Интеллекции 11 января в 14:19
8 крупных космических открытий этого тысячелетия

Открытие воды на Луне

Учёные давно обсуждают возможность существования водяного льда в некоторых ультрахолодных и абсолютно беспросветных кратерах близ южного полюса Луны. В 2009 году двойной удар спутника LCROSS и ракетной ступени Centaur по лунной поверхности достиг главной цели: в вечно затенённом кратере Cabeus была обнаружена вода. В результате эксперимента с ударом ракетной ступени по Луне высоко над поверхностью спутника было выброшено облако пара и осколков лунной породы. Проанализированный материал стал доказательством существования лунного льда. Это открытие считается важным для дальнейшего освоения спутника Земли, особенно для планов строительства постоянной лунной базы близ южного полюса.

«Тёмный поток»

В 2008 году внимание американских учёных привлекло странное явление — они заметили поток в виде скопления галактик, который под воздействием неизвестной силы мчится к границе видимой Вселенной с огромной скоростью, около 1 тыс. км/ч. После изучения этого явления учёные определили, что оно — часть большего потока галактик, растянутого приблизительно на 3 млрд световых лет. Они назвали его «Тёмный поток». Проведя детальное исследование, команда учёных пришла к выводу, что 1400 скоплений галактик действительно движутся узконаправленно и согласовано. Одно из возможных объяснений этого явления предполагает, что аномалия, вероятно, вызвана неравномерной структурой пространства-времени, возникшей в первые мгновения после рождения нашего мира. При этом, добавляют исследователи, «Тёмный поток» постоянно расширяется и в одной из своих возможных интерпретаций может представлять собой окно, позволяющее заглянуть в ландшафт мультивселенной.

Космолог Лаура Мерсини-Хоутон из Университета штата Северная Каролина (США) выдвигает ещё более сенсационное объяснение. С её точки зрения, «Тёмный поток» — признак присутствия другой вселенной, соседствующей с нашей.

Найдена вода на Марсе

За первые полвека космической эры к Марсу стартовало 40 автоматических межпланетных станций: 20 отечественных, 18 американских, одна европейская и одна японская. В 60-х годах прошлого века американские и отечественные астрономы смогли обнаружить в атмосфере Марса водяной пар. Американцы пошли дальше: им удалось доказать существование воды на Марсе благодаря запуску 4 августа 2007 года автоматической межпланетной станции «Феникс». Её спускаемый аппарат 25 мая 2008 года совершил мягкую посадку на поверхность Красной планеты в районе Северного полюса. 30 июля 2008 года «Феникс» отыскал воду в одном из образцов марсианского грунта. А исследуя атмосферу над местом посадки, метеостанция «Феникса» зафиксировала что-то подобное снежинкам, которые падали с марсианского неба и испарялись на высоте около 4 км над поверхностью планеты. Кроме того, в грунте аппарат нашёл два минерала — известковый камень и глину, которые без воды вообще не могли образоваться. Эти открытия доказывают, что некоторое количество воды есть в атмосфере Марса, а на поверхности она могла быть в далёком прошлом.

Спутник планеты, пригодный для жизни

В 2005 году межпланетный зонд «Кассини» начал изучение Энцелада, шестого по размеру спутника Сатурна. Благодаря этому у нас есть обширные данные о его поверхности и происходящих на ней процессах. Энцелад геологически активен: это одно из трёх небесных тел во внешней Солнечной системе (наряду со спутником Юпитера Ио и спутником Нептуна Тритоном), на котором учёные обнаружили активные извержения — например, богатый водой шлейф, фонтанирующий из южной полярной области. Это открытие, наряду с признаками наличия внутреннего тепла и малым числом ударных кратеров в области южного полюса, указывает на то, что геологическая активность на Энцеладе сохраняется по сей день.

Анализ выбросов этого шлейфа указывает на то, что они выбиваются из подповерхностного жидкого водного океана. Это, а также уникальный химический состав водного шлейфа делают Энцелад ценным для астробиологических исследований. По мнению ученых NASA, на этом спутнике возможна земная форма жизни.

Учёные открыли у карликовой планеты «новые горизонты»

В начале 2006 года NASA в рамках программы изучения космоса «Новые рубежи» запустила автоматическую межпланетную станцию «Новые горизонты» (New Horizons) для изучения Плутона. Её полет от Земли до Луны занял 8 часов 35 минут и проходил со скоростью 58 тыс. км/ч, что является рекордной скоростью для аппарата, запущенного по направлению к Луне. На сегодняшний день миссия New Horizons ещё не окончена (её финал ожидается в 2026 году), но некоторые результаты уже достигнуты.

Так, была открыта неожиданная сложность системы Плутона. Исследователей удивила слоистая структура атмосферы небесного тела и наличие в ней гидродинамических гравитационных волн, а также отсутствие у Плутона дополнительных спутников, кроме ранее обнаруженных. Был определён цвет атмосферы карликовой планеты — она оказалась синей. Также на Плутоне был обнаружен туман. Кроме того, было доказано, что в древности на спутнике Плутона Хароне существовал подповерхностный океан. Вероятно, что жидкий водоём до сих пор существует и в недрах Плутона. Среди прочего, на Плутоне замечена протяжённая сердцевидная особенность, неофициально названная равниной Спутника. Это громадный ледник из летучих льдов, состоящих преимущественно из азота. На сегодняшний день это самый крупный ледник в Солнечной системе: его размеры превышают 1000 км.

Мира — звезда, у которой есть хвост

Впервые Мира была открыта в 1596 году фрисландским пастором Давидом Фабрициусом, известным своими работами в области астрономии. Он посчитал, что на небе появилась очередная Новая звездаПеременная звезда, демонстрирующая вспышку или очень быстрое усиление блеска, за которым следует его медленное ослабление вплоть до полного угасания., проследил до ослабления её блеска и потерял к ней интерес: обычно Новые звёзды не появляются вновь. Но неожиданно 1609 году он обнаружил звезду на прежнем месте. С тех пор Мира находится под постоянным наблюдением астронавтов. Удивительно, что примечательную часть звезды — её исполинский хвост из пыли и газа (такой, как у комет) — учёным удалось обнаружить только в 2007 году. Запоздалость открытия объясняется тем, что никто не наблюдал звезду в ультрафиолете. Но в 2007 году это стало возможно благодаря ультрафиолетовому орбитальному телескопу GALEX. Обнаруженный хвост звезды простирается на целых 13 световых лет. Согласно расчётам, материя, находящаяся в конце хвоста, была сброшена звездой около 30 тыс. земных лет назад. За счёт своего «шлейфа» Мира каждые десять лет теряет массу, эквивалентную массе Земли. Это значит, что материи, сброшенной ею за последние 30 тыс. лет, достаточно для образования 3 тыс. планет размером с Землю или 9 планет размером с Юпитер.

Обнаружена самая близкая к Земле планета земного типа

Proxima b — самая близкая к Земле экзопланета и ближайшее к Солнечной системе небесное тело, на котором может зародиться жизнь. Впервые эта планета была замечена в 2013 году. Спустя три года, в августе 2016, существование небесного тела было подтверждено группой астрономов из лондонского Университета Королевы Марии, которые в январе 2016 года запустили наблюдательную кампанию под названием «Бледно-красная точка», чтобы найти эту планету. Учёные выяснили, что Proxima b относится к разряду каменных и немного превосходит Землю по массе, а температура на её поверхности пригодна для существования воды.

Новая планета по имени Эрида

На сегодняшний день Эрида является самым большим объектом, обнаруженным в Солнечной системе после открытия Нептуна в 1846 году. Эрида была впервые замечена группой американских астрономов 5 января 2005 года в 19:20 по Гринвичу во время повторного анализа снимка, сделанного 21 октября 2003 года с помощью телескопа Самуэля Ошина. Изначально ей был присвоен статус планеты: считалось, что она крупнее Плутона в несколько раз.
24 августа 2006 года Международный астрономический союз утвердил определение классической планеты, после чего Плутон и Эрида перестали считаться таковыми. Хотя планетарный статус Плутона давно оспаривался научным сообществом, именно открытие Эриды подтолкнуло его на более решительные действия в поиске ответа на вопрос, какое небесное тело можно называть планетой, а какое — нет.

В июне 2015 года с АМС «Новые горизонты» поступили данные, что Плутон всё-таки немного больше Эриды, а значит, он является самым крупным из известных сегодня транснептуновых объектов.

Автор: Алёна Куликова